Группа АйДи: работа на результат в сильной команде профессионалов
Группа АйДи является надежным подрядчиком и ответственным поставщиком на рынке электротехнической продукции. Компания динамично развивается, предоставляя своим сотрудникам возможности для профессионального развития. О том, как успешно пройти собеседование, о требованиях, которые предъявляются к кандидатам, и возможностях карьерного роста, рассказывает один из учредителей Группы АйДи Осотов Денис Вадимович.
8 апреля 2016
Расскажите о бизнесе Группы АйДи. Кто ею руководит и какова сфера ее интересов?
У нас два юридических лица и два больших направления. ООО «АйДи-Электро», директором которого я являюсь, занимается дистрибуцией электрооборудования 0,4 кВ. ООО «АйДи-Инжиниринг», директором которого является мой компаньон и напарник Алексей Гоголев, занимается комплексными проектами по распределению электроэнергии и производством электрощитового оборудования.
Мы специализируемся на качественном промышленном электрооборудовании в сегменте B2B.
На дворе очередной кризис… Как развивается компания в такое непростое время?
В среднем мы растем на 20% в год. Это хороший результат. При бурном развитии сложно контролировать качество процессов, в итоге может пострадать клиент, а у нас в Группе АйДи он самая главная ценность. Мы планируем рост бизнеса, чтобы конкурировать с крупными федеральными компаниями – большой компании проще «переварить» крупный проект и иметь низкие закупочные цены. Но при этом мы хотим оставаться компанией-экспертом на рынке электротехнической продукции. Мы не стремимся заниматься всем, что приносит деньги, и торговать максимально широким ассортиментом. Мы предлагаем нашим клиентам только ту продукцию, в которой сами уверены и имеющую, на наш взгляд, наилучшее соотношение между ценой и качеством.
Денис Вадимович, расскажите немного о себе. Как вы попали в этот бизнес?
После института я три месяца работал инженером РЗА в «Свердловэнерго». Люди там были хорошие, но работодатель задерживал зарплату, и сама рабочая система мне не понравилась. Около года я работал электромонтажником в коммерческой организации, затем в этой же компании стал заниматься продажами электрооборудования 0,4 кВ. Через несколько лет я перешел к партнеру и возглавил у него продажи электротехнического направления. В какой-то момент рамки той компании перестали меня устраивать, и я решил открыть свою.
Сложно найти специалистов для вашего бизнеса? Поделитесь секретом, как вы ведете подбор кадров для работы в вашей отрасли?
Мне кажется, в любой бизнес-сфере в России прослеживается одна и та же тенденция – дефицит квалифицированных кадров. Особенно сложно закрывать вакансии на специальности, которым не обучают в вузах или если они не считаются престижными.
Возьмем, к примеру, вакансию продавца. Как только не маскируют у нас в стране работодатели эту позицию: менеджер по продажам, торговый представитель, региональный представитель и т.п. Несколько последних лет мы видим предубеждение к этой должности со стороны кандидатов. Почему-то они считают, что этой работой надо «наказывать». Но продажа продаже рознь. Мы ничего не «впариваем», а оборудование, с которым мы работаем, – технически сложное.
Продавец в Группе АйДи – это не просто продавец. Это инженер, который должен разобраться в проблемах клиента и помочь подобрать необходимое оборудование. Мы не предлагаем бесполезные компоненты и решения, за которыми стоит только реклама. Наоборот, оборудование и решения, которые мы предлагаем, помогают устранить проблемы клиентов и повысить надежность распределения электроэнергии.
Трудно также подбирать и технический персонал – монтажников, наладчиков, инженеров-проектировщиков. Молодых кандидатов с профильным опытом практически нет. 10 лет назад такую работу никто выполнять не хотел. Если к нам приходит кандидат с хорошим практическим опытом, ему, скорее всего, около 40. Квалифицированных технических кадров на рынке остро не хватает.
У вас очень много вакансий технико-коммерческих представителей (ТКП). Кто они такие и чем занимаются?
Как я уже и говорил, мы занимаемся продажами, производством, монтажом и наладкой качественного и надежного электрооборудования. К сожалению, у нас в стране почему-то принято экономить на инженерных системах здания, люди склонны тратить деньги лишь на внешние атрибуты – на «золотые унитазы». А электропакет часто финансируется по остаточному принципу, хотя электросистема – это важнейшая инженерная система любого объекта.
Задача ТКП, работающих в нашей компании, не только найти клиента, но и показать ему преимущества именно нашего оборудования и наших решений, убедить сделать надежную, эффективную и современную электросистему, а не финансировать ее по остаточному принципу.
Расскажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы подходить для этой работы? Продавать – это вообще интересно?
Хороший ТКП – это всегда хороший Коммерсант. И это слово надо писать с большой буквы. Коммерсант должен обладать хорошими переговорными навыками. Он должен обязательно разбираться в технике, в том, что предлагает клиенту, и быть способным отвечать на технические вопросы, приводить техническую, а не эмоциональную аргументацию. Хороший Коммерсант – это и юрист, способный проанализировать предлагаемый договор и найти в нем сложные моменты. Это и финансист, способный оценить клиента на предмет платежеспособности. Психолог. Немного разведчик. Человек, который умеет собирать и анализировать информацию. Хороший Коммерсант – это «высоко». Уровень общения наших ТКП это директора, главные инженеры и энергетики. На мой взгляд - интересная работа. Нет рутины, сам влияешь на результат. Есть возможность мир посмотреть – наши клиенты находятся в самых разных регионах.
Как много сотрудников работает в Группе АйДи? Какого рода профессионалов вам не хватает?
В настоящее время в компании работает более 200 человек. Если мы говорим о профессионалах своего дела, готовых работать и добиваться результатов, то нам одинаково сложно подбирать как электромонтажников, так и секретарей. Но, безусловно, чем более технически сложной является специальность, тем сложнее найти человека.
В каких городах страны работаете?
В настоящее время мы имеем офисы в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Красноярске и Тольятти. Последние шесть – самые молодые. С точки зрения потенциального объема рынка, безусловно, надо выделить Москву и Санкт-Петербург.
Что вас может заинтересовать в соискателе?
Нас интересует наличие профильного образования и опыта, а также, как это ни странно, может быть, звучит, желание кандидата работать и добиваться результатов. Не имея профильного электротехнического образования, вам будет крайне сложно иметь дело с электрооборудованием. У нас есть сотрудники с непрофильным образованием, которые успешно интегрировались в наш коллектив, но это, скорее, исключение.
Задействованы ли в Группе АйДи студенты? Набираете в компанию стажеров?
Мы будем рады молодым специалистам, желающим учиться и расти в нашей компании. Мы готовы их обучать и инвестировать в них время и деньги. К сожалению, пока у нас отрицательный опыт работы со студентами. Подавляющая часть кандидатов-студентов приходят с крайне завышенными ожиданиями по зарплате, при этом не обладают каким-либо практическим опытом.
А рекомендательные письма от соискателя требуете?
Мы не требуем обязательного предоставления рекомендаций. Очень важно, что человек представляет собой на самом деле, а не какие у него рекомендации. Если по результатам собеседования и тестирования мы будем понимать, что кандидат «не наш», никакие рекомендательные письма ему не помогут.
Какие кандидаты сразу «обречены»?
Есть кандидаты, цель которых не устроиться на работу, а «принять на работу компанию». Они не стремятся развиваться и добиваться результатов. Не стремятся зарабатывать. Хотят получать зарплату за то, что просто приходят на работу. Если такой кандидат по каким-то причинам не «отсеялся» на собеседовании, после выхода на работу мы его очень быстро вычисляем и расстаемся.
Как вы относитесь к летунам? Берете таких людей на работу?
Мы оцениваем мотивы перехода, а не их количество. Нам не нужны сотрудники, которые сбегают от трудностей и уходят, ничего не добиваясь. Бывает, что большое количество переходов достаточно просто объясняется – человек искал себя, переезжал по семейным обстоятельствам и т.п.
Как проходит собеседование в вашей компании?
Ничего невероятного. Беседуем с соискателем, стараемся понять его квалификацию, мотивацию, насколько ему будет комфортно в существующем коллективе. Интервью кандидатов на технические вакансии, где уровень квалификации достаточно легко измерить и проверить, начинаем с тестов.
Пожалуйста, дайте совет, как вести себя на встрече с работодателем?
С каким работодателем? Если вы имеете в виду нас, ведите себя естественно. Мы должны понять, кто вы есть на самом деле. В свою очередь мы тоже ничего не скрываем. Цель ведь найти работу, которая радует каждый день? А наша задача – быть уверенными, что кандидат подойдет, нас не разочарует и сам не разочаруется. Будьте на собеседовании тем, кто вы есть.
Можно ли построить карьеру в вашей компании? Как этого добиться?
Все наши начальники «доморощенные». Кто хочет расти – растет. От человека нужно желание, а мы создаем необходимые условия для развития. Но прежде чем куда-то двигаться, вы должны добиться результата на текущем месте. Это важно.
Ряд компаний, особенно иностранных, практикуют необходимость смены должности каждые 2-3 года. Мы не сторонники такого подхода и считаем, что, если человек хорошо работает на своем месте и не хочет расти по административной лестнице, это его право.
Приведите пример успешного карьерного роста.
Электромонтажник – инженер-конструктор – технико-коммерческий инженер по работе с партнерами – начальник отдела по работе с партнерами.
Нередко говорят, что для современного соискателя наличие соцпакета – один из решающих факторов при выборе работы…
Мы не склонны «покупать» сотрудников соцпакетами. Мы создаем достойные условия, в которых хотели бы работать сами. У нас современные рабочие места, хороший парк оргтехники. В центральном офисе и на производственной площадке организованы зоны, где можно пообедать, попить чай-кофе или просто отдохнуть. Сотрудникам, которые по работе используют личный автомобиль, выплачивается компенсация. Есть парк служебного автотранспорта. Если ваши успехи позволяют – предоставляем служебный автомобиль с правом использовать его в выходные дни в личных целях.
Мы гарантируем своевременную выплату заработной платы, 15 числа каждого месяца выдаем аванс в размере 50% от оклада. Отпуск, больничный при необходимости – все, что положено по ТК РФ, у нас давно есть.
С момента основания компании в 2002 году мы традиционно организовываем ежегодные корпоративы на Новый год и день рождения компании.
Какие еще условия созданы для комфортной работы сотрудников в Группе АйДи?
Я считаю, что главный критерий для комфортной работы, когда сотруднику не приходится краснеть перед клиентом за действия компании. Мы любим и ценим наших клиентов, поэтому при возникновении форс-мажоров решаем проблемы быстро и ответственно.
Мы строим процессы так, чтобы максимально оперативно и без бумажной волокиты решать все возникающие вопросы. Любой сотрудник в любое время может обратиться непосредственно ко мне по любому вопросу – у меня нет приемных дней.
А переработки случаются?
Я не припомню ровной и плановой загрузки. Компания живет и развивается, а значит, авралы случаются. Мы ожидаем, что при необходимости ответственный сотрудник всегда останется и доделает работу. Но это не означает, что мы трудоголики: если вы хорошо поработали и появилось свободное время, можете уйти домой пораньше.
И, наконец, последний вопрос… Волнует ли вас такая проблема, как текучка кадров? Часто ли увольняются сотрудники?
Это точно не проблема нашей компании. Довольные сотрудники не увольняются. Есть небольшая естественная текучка: кто-то переезжает жить в другой город или решает радикально сменить сферу деятельности. Иногда девушки решают посвятить себя семейным делам и из декретного отпуска уже не возвращаются.